Все оперативные новости по Болгарии, туризму в Болгарии и по ситуации с коронавирусом — у меня в телеграм канале: t.me/varyadavydovabg

История Софии кратко

08.09.2018

Человек, впервые оказавшийся в Софии, не может даже предположить, что это один из старейших городов Европы.


Неогеновый период

Огромную роль в исторической судьбе города играло его благоприятное географическое расположение: среди обширной и высокой софийской долины (котловины), огороженной горами Стара планина, Люлин, Витоша и Лозенска планина.

В эпоху неогенового периода (5,332 миллиона лет назад) "Софийското поле" представляло собой пресноводное озеро, чьи воды постепенно вытекли через пролом реки Искър. Котловина расположена в центре Балканского полуострова, на перекрестке важных путей, связывающих Центральную Европу с Ближним и Средним Востоком.

Это благоприятное географическое положение, также как и здоровый умеренно-континентальный климат и плодородная почва, стали причиной ее заселения еще в глубокой древности. Средняя высота над уровнем моря 550 метров, среднегодовая температура воздуха +10°.

Самые ранние следы поселения человека на территории современной Софии датируются неолитом. Останки ранних стоянок, относящихся еще к ІІІ тысячелетию до нашей эры, были найдены в сегодняшнем квартале "Гео Милев" при прокладывании там коллекторского канала.

Во время работ по снижению уровня площади „9-ти септември", было открыто поселение медно-каменного века, второго по древности на территории Софии (ІІ тысячелетие д.н.э.).

Фракийцы

В первом тысячелетии до нашей эры было основано поселение фракийцев, расположенное около минеральных источников. Вероятно, теплые минеральные воды привлекли фракийцев и стали причиной для создания тут постоянного места для жизни. Открытие этого поселения связано с послевоенной застройкой города.

Подобные археологические раскопки ранее были невозможны, потому что стоянка находится на большой глубине от 3-х до 9-ти метров под современным городом. Бомбардировки в январе-марте 1944 года сильно разрушили центр Софии, что привело к его переустройству - на месте очень пострадавших зданий требовалось возвести новые. Это "Президенство", ЦУМ, Министерский совет и Партийный дом.

Вместе с подготовкой участка Археологический институт и Болгарская академия наук предприняли археологические исследования античного и средневекового города - Улпия Сердика.

При этих исследованиях были найдены останки поселения, которое в отличие от вышеупомянутых останков, было уже каменным, а не построенным из прутьев и глины.

Согласно историческим данным, в Софийском поле в первом тысячелетии до нашей эры жило фракийское племя серды. Они были одним из тех племен, которые дольше всех сопротивлялись римскому нашествию, но в конце первого века (29 г.д.н.э.) были покорены.

Римская эпоха

Римляне, отличные строители и администраторы, сразу оценили огромное значение этого поселения и в течение двухсот лет превратили его в цветущий римский город, который назвали по имени местного фракийского племени серды - Сердика.

Наибольший расцвет города начался во времена императора Траяна, при котором закончилось завоевание полуострова и пять старых городов, среди которых и Сердика, были переустроены по римскому образцу. К имени города было прибавлено родовое имя императора Траяна - Улпий. От этой эпохи датируется большое строительство в Улпии Сердике.

Во II веке римляне окружили Сердику мощной крепостной стеной из камней и кирпичей, высотой 10 метров, с башнями. Пространство внутри крепостной стены было малой частью от современной Софии: от улицы "Алабин" до "Екзарх Йосиф" и от улицы "Леге" до "Лавеле". Останки некоторых башен сохранились и до наших дней - круглая башня на улице "Сердика” и "Искър", за Центральными минеральными банями (ныне музей истории Софии).

Крепостные стены сильно пострадали при опустошительных набегах готов в III веке и гуннов в V веке.

В VI веке, во времена императора Юстиниана, крепостная стена была подправлена и усилена кирпичным поясом с внешней стороны. Обновленная стена была укреплена треугольными башнями. Останки одной такой башни находятся в подвале здания на улице "Екзарх Йосиф" 27. На сегодняшний день найдены останки восьми таких башен.

Во II и III веках нашей эры Сердика имела собственный монетный двор, на котором делали серебряные и медные монеты высокого качества, мастерски гравированные.

Период наивысшего расцвета Сердика пережила в IV веке при императоре Константине Великом, когда христианство было принято официальной религией. Константин имел в городе собственную резиденцию и любил говорить: "Мой Рим это Сердика". О большом значении города в то время говорит и тот факт, что в Сердике заседал Вселенский Сердикийский собор, в котором участвовали представители всех уголков тогдашнего христианского мира.

Среди многочисленных находок, открытых при раскопках, следует отметить городскую площадь - римский форум. Половина его находится под отелем "Балкан", а другая половина под тротуаром и площадью перед ним. Как раз сейчас там ведутся консервационные работы, и скоро мы сможем увидеть римский форум во всей красе. Главные улицы Сердики были ориентированы по четырем сторонам света и вели к четырем крепостным воротам. Согласно римской градостроительной системе все улицы пересекались под прямым углом по направлению сторон света. Они разделяли территорию города на правильные блоки, которые были густо застроены. Сердика была построена по образцу эллинистических городов в Римской империи. Около форума были расположены общественные здания, в частности здание городского совета - булевтериона. Другое большое общественное здание находится под церковью "Света Неделя". По сохранившимся частям можно судить, что это было огромное здание с толстыми стенами. Вероятно президиум (управление) или преториум (судилище).

Под маленькой церковкой "Св.Николай" и бывшим отелем "Рила" найдены останки зданий, датируемых IV-VI веками.

Большинство найденных зданий были оборудованы гипокаустом - теплый пол. Эта отопительная система устроена по следующему принципу: пол помещения настилается сверху конструкции из кирпичных колонн, соединенных кирпичными полукруглыми сводами, расположенных на равном расстоянии или вертикально поставленных широких глиняных труб. В одном из подземных помещений находится очаг, который нагревает воздух и тот движется в свободные пространства, нагревая пол помещения.

В северо-западной части ЦУМа и Министерского совета, среди останков римского города найдены бани (термы) с остатками римского каптажа. Известно, что римляне были большие поклонники минеральных источников. Бани представляли собой огромную постройку. Для римлян бани были не только местом для купания, но и местом, где проводили большую часть своего времени, занимались гимнастикой, литературой и вели политические споры. Перед принятием христианства в Сердике наряду с римскими культами ходили и верования, принесенные с востока, а также культы местных фракийских божеств. Очень почитаемыми были боги здоровья Эскулап и Аполлон Медикус. Был храм бога Митры, олицетворявшего доброе начало, культ которого был привнесен римскими легионами с востока.

Церковь "Св. Георгий" построена в конце III века нашей эры. Есть предположения, что изначально эта постройка была мартириумом - гробницей известного лица - четыре ниши внутри ротонды могли служить местом для статуй погребенного.

Средневековье

Данные о городе в эпоху Средневековья очень скудные. В те времена, когда на Балканском полуострове возникло Первое болгарское государство (681г.), Сердика была византийским городом и вошла в его пределы в 809 году при хане Круме. Тогда город получил славянское название Средец (середина). В Первом болгарском царстве Средец не утратил своего стратегического значения и сохранил большую часть прежнего облика, крепость была усилена, но город вышел за пределы стен.

В XI веке, при византийском владычестве, в городе жил византийский правитель покоренных болгарских земель. Византийские историографы называли город Триадицей. В 1189 году Средец пережил нашествие крестоносцев Фридриха Барбароссы. Город был освобожден от византийской власти и включен в границы Второго болгарского государства в 1194 году. В этот период наступила эпоха экономического и культурного расцвета. В окрестностях города добывали железо и, соответственно, были развиты ремесла, связанные с его обработкой. Было высоко развито гончарство, строительство, ткачество и ювелирное дело. В конце Второго болгарского царства город был переименован в Софию. В честь самого старого христианского храма „Базилика Света София".

Османское иго

В 1382 году турки осадили Софию. Три месяца защитники города отбивали атаки многочисленных полчищ знаменитого турецкого полководца Лала Шахина. Но враги взяли крепость хитростью.

Вскоре после этого город стал центром Румелийского эялета - большой административной области, которая охватывала почти все болгарские земли. Блеск и великолепие старой Сердики, сохранившиеся в Средневековье, исчезли при турецком владычестве. Город очень изменил свой характер. Как центр эялета, Софию заселили турки и она приобрела восточный вид. Самые большие христианские церкви были превращены в мечети. Кроме того было построено много новых мечетей, ханов и медресе.

Австрийский путешественник Герлах в конце 17 века отмечал, что в Софии было 11 больших и свыше ста маленьких мечетей. Путник, приближающийся к городу, еще издалека видел лес минаретов, которые на фоне богатой зелени придавали ему очень романтический вид. От многочисленных мечетей сейчас сохранилась только действующая „Джамия Баня баши” и „Буюк джамия”, в которой более ста лет размещается Археологический музей. А, так называемая, „Черная джамия” после Освобождения была перестроена в христианский храм (Св.Седьмочисленницы). Турки разрушили крепостные стены, которые им были не нужны. Однако нужды турецкой армии требовали железных изделий, и в Софии снова стало процветать ремесло по работе с железом, а также драгоценными металлами.

До наших времен дошли две прекрасные работы: золотой обков евангелия из Крупнишко мастера Матея, который сейчас хранится в музее Рильского монастыря и обков Софийского евангелия (Церковно-исторический музей Софии).

Новая страница в истории Софии открылась после освобождения города от турецкого владычества 4 января 1878 года войсками генерала Гурко. Во время военных действий турки хотели сжечь город, но благодаря вмешательству французского и итальянского дипломатов Леге и Позитано, которые отказались покинуть город в знак протеста, этого не произошло.

После Освобождения

После Освобождения, первый регуляционный план по благоустройству Софии в 1881 году стал причиной исчезновения многочисленных мечетей и безистенов. Согласно этому плану целый квартал около церкви „Света Неделя” был полностью зачищен: снесли старые домики, кладбища и римские плиты. Никто не догадался сделать фотографии того, что было.

Болгарский писатель Иван Вазов в своих воспоминаниях воссоздал облик этого квартала, потому что знал Софию до и после Освобождения. Первая электрическая лампа зажглась в Софии 1 ноября 1900 года, а два месяца спустя пустили первый трамвай. Во время Второй мировой войны София сильно пострадала от бомбардировок английской и американской авиации. Было разрушено около 3000 зданий и около 9000 повреждено.

Поскольку после Освобождения Болгария сначала была княжеством, а потом царством и правили здесь Саксен-Кобург-Готы, то они пригласили в Софию много заграничных архитекторов - самый известный из них Фридрих Грюнангер, он построил в Софии много очень красивых зданий. Большинство из которых, к сожалению, погибло во Вторую мировую войну.

Социализм

Градостроительный план 1945 года был призван придать городу социалистический облик, потому что после 9 сентября 1944 года к власти в стране пришли коммунисты. В 1952 году началось строительство зданий, оформляющих центр города, так называемое "Ларгото". В 1955 завершили Партийным дом, ЦУМ, отель Балкан.

Рядом с мечетью, в которой с 1892 года располагается Археологический музей, стоит здание Болгарского народного банка. Оно построено в 1929 году по проекту архитекторов Ив.Васильева и Д.Цолова, выполнено в стиле неоклассицизм и имеет 4 надземных этажа и три подземных. Интерьер состоит из ценных росписей по стеклу работы художников Ивана Пенкова и Дечко Узунова. В 1989 году Болгария перестала быть "народной" и стала просто Республикой Болгария. И все строительство в ней перестало называться социалистическим.

До 2007 года Болгария переживала тяжелые экономические времена, но затем вступила в Евросоюз и стала получать материальную помощь, благодаря которой сейчас восстанавливаются многие памятники архитектуры, в первую очередь в Софии.

Эдикт Галерия

Третье болгарское царство

Понравилась статья - поделись ею с друзьями!



Все оперативные новости по Болгарии, туризму в Болгарии и по ситуации с коронавирусом — у меня в Телеграм-канале.
Те кому удобнее читать статьи раз-два в неделю, могут подписаться на рассылку из блога: varyadavydova.com/subscribe/

Varya Davydova

Налить автору

за труды