Все оперативные новости по Болгарии, туризму в Болгарии и по ситуации с коронавирусом — у меня в телеграм канале: t.me/varyadavydovabg

Помаки

04.02.2021

Помаки или по-болгарски помаци это болгарские мусульмане. Так называются болгары (а не болгарские турки), чей родной язык болгарский, но религия — ислам.

Помаки (Помаци) это экзоним, а не самоназвание. Согласно википедии "Экзонимы это слова, не употребляющиеся местным населением или народом (аборигенами), в том числе и на официальном уровне, однако используемые по отношению к ним внешними сообществами".


Сами помаки не определяют себя принадлежащими к помацкой этнической группе. В переписи населения они указывают себя либо болгарами, либо (редко) турками.

Самая распространенная версия происхождения помаков: это потомки болгар христиан, принявших ислам во время османского владычества на Балканах.

В Сербии и Греции, кстати, тоже есть свои "помаки", только у них другие экзонимы: в Греции их называют валахады (это исламизированные греки), а в Сербии босняки, они же боснийцы. К слову помаки есть на всем Балканском полуострове.

Даже в некоторых регионах Болгарии мусульман болгар называют по разному. Самое распространенное это помаци и ахряни. Иначе можно встретить локальные названия и ненаучные прозвища, как чЕченци и поганци.

Фрагмент из документального фильма "Помашки сълзи", снятого по одноименному рассказу Стою Шишкова, про выселение помаков в Турцию после Русско-Турецкой войны.

У помаков в Болгарии есть такая своя организация как Европейский институт "Помак". Его председатель Ефрем Моллов, утверждает, что болгарские помаки не имеют однозначного происхождения, потому что есть родовые ветви от фракийцев, от арабов, от протоболгар и даже с арнаутскими корнями. Он утверждает, что помаки конечно не турки, но и не относятся к христианской общности. Он говорит, что они исповедуют "умеренный ислам".

В Болгарии помаки компактно проживают в Родопах (Пампорово) и Благоевградской области (Банско). В Родопах помаков можно встретить в Смолянской области, Кърджали, Хасково, Пазарджик и Златоград.

На побережье, в Бургасской области помаки живут в общине Руен, Сунгуларе, Айтос. Все они переселенцы из Родоп. В Ловече и Велико-Търново тоже есть помаки. Чаще всего на побережье и в центре страны можно встретить потомков интернированных (насильно переселенных) помаков в 1949-1954 годов.

Много родопских помаков на сегодняшний день вообще не религиозные и имеют болгарские имена в результате процесса Возрождения. Кое-кто даже принял христианство после 1990 года. Почти все болгарские помаки самоопределяют себя болгарами в этническом смысле и мусульманами по вероисповеданию.

Болгарские помаки не используют единый диалект, они говорят на различных говорах в зависимости от региона проживания.

Откуда пошли помаки

Существует несколько версий происхождения помаков в Болгарии. Самая распространенная версия, подтвержденная путевыми заметками Евлии Челеби*, что помаки это исламизированные славяноязычные православные христиане.

Великий визирь Мидхат паша** (кстати, помак) в своей статье "Турция: прошлое, настоящее и будущее", опубликованной в журнале "Научный взгляд на Францию и заграницу" в 1878 году писал:

Нужно иметь в виду, что среди болгар, к которым проявляется настолько живой интерес, есть более одного миллиона мусульман. В это число не входят ни татары, ни черкесы. Эти мусульмане не пришли из Азии, чтобы поселиться в Болгарии, как повсеместно в это верят: они наследники отуреченных болгар, принявших ислам во время завоевания и после. Они сыны этой же страны, этого же народа, вышедшие из этих же социальных слоев. Среди них есть и такие, кто говорит только на болгарском языке.

Английский журналист, корреспондент "Таймс" в Болгарии Джеймс Баучер***, живший и работавший в Болгарии, и умерший в "Гранд Хотел Болгария", после посещения Родоп, писал в своих статьях:

Родопские помаки или точнее болгары, принявшие насильно ислам в эпоху завоевания... они более чистой болгарской крови, чем сами болгары.

Причин принятия ими ислама тоже несколько, потому что не было одной причины это комплекс.

Основной причиной исламизации болгарского населения считают нужду Османской армии в новых воинах, которые должны быть мусульманами. Другая цель исламизации, создание населения, которое бы основало социальную базу империи на тех территориях где нет турецких колонистов или в трудно доступных регионах, где контроль центральной власти был слабым и всегда имелся риск бунтов.

Добровольно или насильно болгары меняли веру над этим вопросом болгарские историки давно бьются и все же пришли к выводу, что чаще всего добровольно. Но вынужденно. Что же вынуждало христиан переходить в ислам. Есть несколько причин.

Первая, это жадность Константинопольской епархии, которая требовала от своих подданных слишком много денег.

Вторая причина: дискриминация немусульманского населения и поражение его в правах. Константин Иречек**** и другие авторы указывают, что после установления на территории Болгарии османской власти многие боляре (болгарские бояре) приняли ислам, чтобы сохранить свои привилегии.

Были еще болгары христиане, исповедавшие павликианство и богомильство, то есть еретики. В османские времена им пришлось выбирать между православием и исламом, и большинство выбрали ислам. Например, в 1689 году из военных соображений османская власть заставила христианских еретиков из Ловешко, Тетевенско и Луковитско выбрать одну из разрешенных в империи религий: ислам или православное христианство.

Происхождение слова помаки (помаци)

Первая версия, что помак произошло от "помагач". То есть помощник османов на болгарской земле.

Вторая версия, что от диалектизма "помака" (мучение, истязание). Однако, мученический переход болгар в ислам очень сильно подвергается сомнениям даже болгарскими историками.

Третья версия, что это слово произошло от диалектного "мака", означающего имущество, собственность и хозяйство. То есть "помакан" человек наделенный имущественными правами, в отличие от христиан, таких прав не имеющих.

Четвертая версия, что помак произошло от слова "поляк". Эту версию предложил Михаил Чайковский*****, так как в 1672 году османы завладели частью Польско-литовского государства Каменец-Подольский и переселили оттуда тамошних павликиан в пловдивский и родопский регионы Болгарии. Этим, по его мнению, объясняется и наличие среди помаков светловолосых и синеглазых людей.

Ну и пятая версия, что слово помаци произошло от "пиячи", то есть пьющие. В том смысле, что на родопских территориях издревле жили фрлакийцы, которые славились своей любовью к вину.

Попытки сепарации

Помаки пытались провозгласить свою территорию автономной, но положительного результата, как мы сейчас видим, не вышло.

Первый раз это случилось после Берлинского договора. Помаки из региона Тъмръш организовали свою республику (Тъмръшка република или Помашка република), которая просуществовала с 1879 по 1886 год.

Второй раз это была Гюмюрджинская республика, просуществовавшая с 31 августа 1913-го по 25 октября 1913 года в Западной Фракии, когда она было под болгарским управлением.

Во время Второй мировой войны в Южной Болгарии действовали партизанские отряды из помаков и с их помощью была попытка отделить часть Родоп от Болгарии. Попытка не удалась и большая часть этих партизан перебежали в Турцию. Это считается причиной переселения пограничных помаков в Северную Болгарию с 1949 по 1951 год.

Крещение помаков

Болгарских помаков много раз крестили в православие и переименовывали. Эти события происходили в 1881 году, 1912, 1917, 1942, 1953, 1959 и в Возродительный процесс с 70-х по 80-е.

Все эти процессы были насильственными и в некоторых случаях сопровождались особой жестокостью. В 1912-1913 годах в селах Жижево, Црънча, Бръщен, Триград, Мугла и Тъмръш помаков убивали и жгли. Впоследствии эти села были заселены греческими памаками-беженцами.

В 1917 году болгарские власти снова проводили массовые репрессии среди помаков, что вынудило многих бежать в Турцию.

В 1949 году Иосиф Сталин посоветовал болгарскому правительству в лице БКП организовать среди этого населения "движение за православную веру". В 53 году началась массовая паспортизация среди болгар мусульман. Для этого предписывалось делать фотографии женщин с открытым лицом.

* Евлия Челеби — османский путешественник, писатель и поэт.Путешествовал по Османской империи 40 лет и вел путевые записки.

** Мидхат паша — османский государственный деятель.

*** Джеймс Баучер — ирландский журналист, болгарофил, жил и работал в Болгарии.

**** Константин Йозеф Иречек — чешский историк и болгарский политик. Автор первого академического труда по истории Болгарии, а в 1881-1882 году болгарский министр народного просвещения.

***** Михаил Станиславович Чайковский, Садык-паша — общественный деятель, писатель, участник польского восстания 1830 года, офицер турецкой армии. Польский шляхтич и казак, потомок известных польских шляхетских казачьих родов, родственник Ивана Брюховецкого, кошевого атамана Запорожской Сечи и гетмана Украины. Представитель так называемой «украинской школы» в польской литературе.

Понравилась статья - поделись ею с друзьями!



Все оперативные новости по Болгарии, туризму в Болгарии и по ситуации с коронавирусом — у меня в Телеграм-канале.
Те кому удобнее читать статьи раз-два в неделю, могут подписаться на рассылку из блога: varyadavydova.com/subscribe/

Varya Davydova

Налить автору

за труды