Все оперативные новости по Болгарии, туризму в Болгарии и по ситуации с коронавирусом — у меня в телеграм канале: t.me/varyadavydovabg

Боянский водопад и Боянское озеро

07.10.2021

В Софии есть квартал Бояна. Он частично располагается в подножии горы Витоша и поэтому водопад и озеро (по правде это пруд), которые находятся на склоне этой горы, называются по имени квартала боянскими.

На самом деле они не в квартале, а гораздо выше на горе и добираться до них довольно трудно. Это надо иметь в виду и быть снаряженными, физически и морально готовыми, и желательно без маленьких детей. То есть вы-то можете идти туда хоть на каблуках и в слинге, но я вас предупредила.

Кстати, мы ходили по тропе в конце августа, а за сутки до этого на Боянском водопаде погиб турист - упал со склона. Когда мы лезли, в прямом смысле на карачках, по красной тропе к этому водопаду, мы поняли, что упасть тут просто раз плюнуть. Упасть вниз и разбиться насмерть.

Как позже выяснилось, к водопаду есть и зеленая тропа, она не такая экстремальная, но в два раза длиннее и не особо прогулочная. Там тоже надо внимательно смотреть под ноги. Короче, туда нет легких путей.

Боянский водопад

Сам Боянский водопад представляет из себя ручей, падающий со скалы, высотой 25 метров, который ниже образует Боянскую речку.

У него есть несколько очень милых небольших порогов ниже по течению, но самая высокая часть находится на высоте 1260 метров над уровнем моря.

Я поздно догадалась, что надо было посчитать эти хрустальные водопадики.  Их, примерно, пять до основного самого первого и большого.

Мои фото не передают их красоту. А возможно мне так казалось после трудного подъема: моя психика искала оправданий такому безрассудному поступку.

Наиболее полноводным Боянский водопад бывает весной, когда в горах тает снег.
Зимой он замерзает и представляет собой огромную сосульку, по которой лазают альпинисты, потому что Боянский водопад используется как объект для ледяного альпинизма. Высота ледяной поверхности достигает 15-18 метров.

К Боянскому водопаду есть две тропы и три точки старта. Старт к зеленой и красной тропе находится недалеко от Боянской церкви. Нужно просто дойти от нее до подножия горы - несколько метров вверх. Там будут развалившиеся каменные ворота и у них информационная доска, а потом стрелки с маркировкой и надписями.

Колючая проволока отгораживает какой-то военный объект. Это начало красной тропы. Надо было сразу догадаться, что колючая проволока никогда не предвещает ничего хорошего. В том смысле, что путь оказался не веселым.

Вторая исходная точка начинается от вершины Копитото, там где стоит телевизионная башня и находится панорамная площадка. Третья точка - от хижи Момина скала.

Мы гуляли в парке Боянской церкви и решили, что водопад совсем недалеко, надо бы и на него посмотреть.

Посмотрели. Только прежде мы проползли 70% пути на карачках по склону горы вверх под углом 45 градусов, в течении двух часов. Честно скажу, что через полчаса мы поняли, что это плохая идея, но отступать было поздно и мы продолжили лезть. Попутно жалея, что пошли по красной маркировке, что не имеем обуви с шипами и вообще альпинистского снаряжения. По пути нам очень редко, но встречались, такие же как мы люди, которые лезли тут впервые, не зная насколько это трудная тропа. Одни так и не дошли.

Эти трое испанцев не дошли

На фото выше семья испанцев, которые не дошли. Мы поняли, что они сдались уже во второй половине пути на самом финале. Как мы узнали: их муж и отец дошел. Один за всех. Он вышел к водопаду, сфотографировал его, повернулся и пошел обратно в этот мрак, вести свою семью вниз по той же тропе.

А мы остались смотреть ему вслед, сидя под водопадом с бутербродами в зубах и рассуждая о том, как каждый в этой жизни выбирает когда ему следует остановиться. И что мы бы тоже могли сдаться, потому что когда ты идешь куда-то, где никогда не был, ты не знаешь когда конец и что тебя там ждет. И каждый порог этого водопада мы принимали за него самого и удивлялись, неужели это все! И это и есть то ради чего мы так корячились? Но тут мы слышали голоса впереди и понимали, что это еще не конец. И так было несколько раз.

Однако до этого целых полтора часа был только скользкий склон, корни и никакой надежды. Кстати, на этом пути нам попадались туристы, идущие этой тропой от водопада вниз. И когда мы спрашивали у них далеко ли еще до водопада, они демонически хохотали: ползите, ползите - далеко.

Назад мы пошли по зеленой тропе, узнав от людей на водопаде все подробности более легкого пути.

На зеленой тропе есть одно место, откуда открывается хороший вид на Софию. Я сделала там несколько снимков.

Это Копитото и панорамный ресторан с телевизионной башней. Выше я поставила ссылку на это место.

На обратном пути по зеленой тропе мы дошли до Боянского озера. Гулять так гулять, решили мы, подумав, что после восхождения до Боянского водопада, нам уже и море по колено. Точнее какое-то там озеро.

Боянское озеро

До Боянского озера можно дойти с меньшими потерями, если отправиться сразу к нему от квартала Бояна влево по зеленой маркировке. На этом пути нет никаких видов и панорам, зато есть широкие лесные дороги с хвойной растительностью и можно нормально идти, а не лезть по грязи на карачках.

Боянское озеро на самом деле пруд, который выкопали в 1906 году при строительстве водопровода Витошка. До этого момента это было просто небольшое болотце. В Боянском озере живут: жаба обыкновенная или коровица, озерная лягушка, а также большой и маленький гребенчатый тритон. Вы только послушайте как они там общаются.

В целом это отличное место для пикника. Тут даже есть кострище. Только топать пешком сюда целый час, а потом обратно и весь пикник тащить на себе как-то не хочется. Подозреваю, что сюда можно приехать, потому что мы видели дорогу, но откуда она ведет, я не знаю.

Боянская река

Боянский водопад дает начало Боянской реке, - левому притоку Перловской реки, который в верхнем своем течении называется Стара река, а в нижнем Крива река. В Софии Боянская река бежит через кварталы Бояна, Павлово, Бэкстон, Красно село, между Хиподрума и Белите брези, между кварталами Крива река (район Медицинска академия) и Иван Вазов, а около НДК вливается в Перловску реку.  Часть вод Боянской реки поступает в Боянский водопровод.

На левом берегу Боянской реки на вершине Моминой скалы была Боянская крепость, от которой сейчас ничего не осталось.

Эта средневековая крепость называлась Батил или Бойон, что впоследствии превратилось в Бояна и дало имя деревне, а потом софийскому кварталу. А заодно и Боянской киностудии. Так что ни к какому музыкальному инструменту семейства коробчатых название квартала отношения не имеет, то есть бояны тут не при чем.

Понравилась статья - поделись ею с друзьями!

Все оперативные новости по Болгарии, туризму в Болгарии и по ситуации с коронавирусом — у меня в Телеграм-канале.
Те кому удобнее читать статьи раз-два в неделю, могут подписаться на рассылку из блога: varyadavydova.com/subscribe/